История единоверия в Пскове
г. Псков, ул. Некрасова, 33

История единоверия в Пскове

История единоверия в Пскове

По благословению митрополита Псковского и Порховского Тихона на подворье Псково-Печерского монастыря и в Псковской области возрождается богослужебная жизнь единоверческого прихода в храме свт. Николы Чудотворца от Торга.

В 1800 г. повелением императора Павла I было учреждено т. н. единоверие – старообрядцам, искавшим соединения с Церковью, было позволено иметь священников, служащих по дораскольному чину, однако клятвы, наложенные соборами XVII века на всех крестящихся двоеперстно и пользующихся древними обрядами, отменены не были.


С того, кто соединялся с новообрядцами, епископы снимали эти клятвы. Хотя вплоть до начала ХХ века единоверие не рассматривалось, как явление, должное исцелить раскол в Церкви, и подчинялось строгим правилам, все же оно стало официальной легализацией старых обрядов, так как в отдельных церквах разрешалось богослужение по старым книгам с применением древних обрядов, но с обязательным подчинением епархиальным архиереям Русской Церкви.

В 1844 году старообрядцам г. Пскова, пожелавшим воссоединиться с Церковью на правах единоверия, был передан для совершения служб храм свт. Николы, находившийся тогда на Губернаторской улице (ныне ул. Некрасова).
Псковские старообрядцы во главе с наставником (впоследствии иеромонахом Михаилом) отремонтировали храм, и 18 мая 1844 г. храм был освящен в честь Пресвятой Троицы, придел же был освящен в честь свт. Николы Чудотворца.

Троице-Никольская единоверческая церковь г. Псков ул. Губернаторская

Службы совершались на антиминсе, освященном в 1652 г. при патриархе Иосифе. В храме было множество древних икон, таких, как, например, образ св. Иоанна Предтечи с предстоящими прп. Иоанном Лествичником и св. Федором Стратилатом, XVI века.

ld-eVFItk9Q.jpg

Икона св. Иоанна Предотечи. Происходит из единоверческой церкви г. Псков

 

Единоверческий приход Свято-Троицкого храма вел довольно широкую миссионерско-просветительскую деятельность. Упоминая о ней, нельзя не отметить огромную роль, которую оказал в этом деле священник Константин Голубов (1842-1889).
Он родился в Витебской губернии, в старообрядческой семье, которая, спасаясь от гонений властей, обосновалась в Восточной Пруссии, где он стал учеником Павла Леднева (Прусского) – старообрядческого инока, возглавлявшего монастырь старообрядцев федосеевского согласия.
С 1863 г. Константин, по поручению своего учителя, стал издавать газету «Истина», позднее преобразованную в журнал. После того, как о. Павел перешел в единоверие, Константин последовал за ним и 23 июня 1867 в Москве был принят в единоверие.

28 марта 1868 г. Голубов с семьей поселился в Пскове, где в первую очередь возобновил выпуск своего издания. Задачей журнала, по словам издателя, было «раскрывать историю раскола и обличать его в духе кротости». В издании освещался широкий круг вопросов жизни старообрядцев разных согласий, публиковались полемические беседы, старообрядческие сочинения, сведения о расколе.

29 марта 1870 года в Псковском кафедральном соборе он был рукоположен еп. Павлом (Доброхотовым) в священника для единоверческой церкви. Вскоре о. Константин был назначен епархиальным миссионером и благочинным единоверческих церквей епархии.

В 1873 г. священником К. Е. Голубовым при церкви заведено училище для детей единоверческого духовенства Псковской епархии и прихожан. Помимо своего главного издания он издавал светскую «Псковскую газету» («литературно-археологическое и промышленно-культурное издание»), издателем и редактором которой официально значилась его старшая дочь Е. Голубова; с начала 1886 по 29 апреля 1887 г. вышло 133 номера газеты.

Павлом Прусским и о. Константином Голубовым - старообрядцами, присоединившимися к единоверию, интересовался Ф. М. Достоевский, который считал их, обретших после духовных блужданий родную «почву» и веру, истинными «новыми людьми» в противоположность носившим это наименование деятелям из революционно-демократической среды.
Имена Павла Прусского и его ученика фигурируют в неосуществленном проекте эпопеи Достоевского «Житие великого грешника» (1869), упоминаются в подготовительных материалах к роману «Бесы». О. Константин был похоронен на Мироносицком (единоверческом) кладбище в Пскове.

В XX веке, во время советских гонений на Церковь, храм был закрыт и использовался в качестве склада и производственной базы. Только в 1995 году здание было передано Церкви. Во время гонений в советский период истории Церковь, несмотря на свое тяжелое состояние, смогла сделать первый шаг к преодолению раскола.

Все больший и больший интерес вызывает у людей возвращение к богослужебной традиции и культуре древней Руси: реставрируются древние храмы, возрождается иконопись в традициях канонического письма, проявляется интерес к знаменному пению, вытесненному почти повсеместно партесным пением, и возрождаемому ныне в старообрядных приходах Русской Православной Церкви.
Все больше и больше становится желающих соприкоснуться к тому образу жизни, который был свойственен нашим предкам в то время, когда вся жизнь человека проходила через призму духовной жизни, а Русская Церковь была монолитом, который вдохновлял людей на молитву и труд, который помог Руси пережить татарское иго, экспансию католичества с Запада и Смуту XVII в.

14 октября 2020 г в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в храме святителя Николы от Торгу на подворье Псково-Печерского монастыря в городе Пскове митрополит Псковский и Порховский Тихон впервые за несколько веков совершил Литургию древнерусским чином.
За богослужением было совершено рукоположение выпускника Сретенской духовной семинарии Димитрия Кириченко в сан диакона. На 6-м часе была совершена хиротесия ставленника во чтеца, а на 9-м – поставление в иподиакона. После Евхаристического канона была совершена диаконская хиротония.

HmnMjq2TYiA.jpg

С этого дня на подворье Псково-Печерского монастыря и в Псковской области возрождается богослужебная жизнь единоверческого прихода.


03.11.2020